ОЧЕРКИ

 

Введение
 

Очерк 1. Проблема единства физики

 

Очерк 2. Релятивистская механика, пространство-время и Вселенная

 

Очерк 3. Тяготение

 

Очерк 4. Кванты и атомы

 

Очерк 5. Свойства атомного ядра

 

Очерк 6. Электродинамика Максвелла

 

Очерк 7. Новое учение о теплоте

 7.1. Состояние вопроса и постановка задачи

7.2. Функция состояния

7.3. Теплота, внутренняя энергия и энтальпия газа

7.4. Температура, давление и уравнение состояния газа

7.5. Первое начало термодинамики

7.6. Теплоёмкость газа

7.7. Второе начало термодинамики

7.8. Статистическое толкование энтропии

7.9. Термодинамические процессы

7.10. Термодинамические циклы

7.11. Эффективность преобразования теплоты

7.12. Рассеянная теплота

Пример 7.1. Атмосферный двигатель

Пример 7.2. Тепловой насос

ЛИТЕРАТУРА

 

Очерк 8. Макроскопическая природа трения

 

Заключение

 

ê ê ê ê ê

 

ОЧЕРКИ

 

Введение
 

Очерк 1. Проблема единства физики

 

Очерк 2. Релятивистская механика, пространство-время и Вселенная

 

Очерк 3. Тяготение

 

Очерк 4. Кванты и атомы

 

Очерк 5. Свойства атомного ядра

 

Очерк 6. Электродинамика Максвелла

 

Очерк 7. Новое учение о теплоте

 7.1. Состояние вопроса и постановка задачи

7.2. Функция состояния

7.3. Теплота, внутренняя энергия и энтальпия газа

7.4. Температура, давление и уравнение состояния газа

7.5. Первое начало термодинамики

7.6. Теплоёмкость газа

7.7. Второе начало термодинамики

7.8. Статистическое толкование энтропии

7.9. Термодинамические процессы

7.10. Термодинамические циклы

7.11. Эффективность преобразования теплоты

7.12. Рассеянная теплота

Пример 7.1. Атмосферный двигатель

Пример 7.2. Тепловой насос

ЛИТЕРАТУРА

 

Очерк 8. Макроскопическая природа трения

 

Заключение

[Главная][Презентация][Очерки][Статьи][Брошюра][Изобретения][Мой архив]

Пример 7.1. Атмосферный двигатель

Чтобы глубже усвоить изложенный материал, исследуем с его помощью принципиальную работоспособность двух типов двигателей внутреннего сгорания, выполненных по единой конструктивной схеме (рис. 7.7, а).

Рис. 7.7. Пример вечного двигателя второго рода: а) конструктивная схема,
б) pV-диаграмма теоретического цикла, в) TS-диаграмма теоретического цикла

В традиционном типе ДВС реализуется уже описанный нами термодинамический цикл по рис. 7.5, состоящий из следующих процессов над рабочим телом (воздухом), периодически поступающем в цилиндр 1 через впускной клапан 2: сжатие при ходе поршня 3 в направлении верхней мёртвой точки, нагрев при сгорании топлива, подаваемого в цилиндр через форсунку 4, расширение газа (рабочий ход) при движении поршня в направлении нижней мёртвой точки и отвод теплоты в окружающую среду с отработанными газами через выпускной клапан 6. Схема остаётся достаточно перспективной на обозримое будущее, поскольку вполне приспособлена для использования топлива будущего — водорода. Работоспособность её подтверждена более чем вековым опытом и не требует особых комментариев: первый и второй законы термодинамики нашли здесь самое яркое воплощение (рис. 7.6).

Видоизменим схему работы двигателя, попытавшись в обход второго закона термодинамики использовать для этого один-единственный источник теплоты — окружающую среду. Как отмечалось выше, такой двигатель называется вечным двигателем второго рода. Конструктивная схема и диаграммы теоретического цикла его представлены на том же рис. 7.7.

В рабочий цилиндр 1 двигателя периодически подаётся воздух через впускной клапан 2 при давлении окружающей среды и в момент наибольшего объёма цилиндра, при положении поршня 3 в нижней мёртвой точке через форсунку 4 впрыскивается топливо для организации химической реакции с поглощением теплоты из рабочего тела (эндотермическая реакция). В результате этого в цилиндре понижается давление по изохоре ав относительно картерной полости 5 и поршень смещается в направлении верхней мёртвой точки, уменьшая объём рабочего тела по адиабате вс и производя работу на выходном валу двигателя под давлением атмосферы (по этой причине такие двигатели называют атмосферными). Как только давление в цилиндре и картерном пространстве сравняются, открывается клапан 6 выпуска рабочего тела и в окружающую среду поступает «холод» из цилиндра двигателя (изобара са). Затем производится наполнение цилиндра свежей порцией воздуха и цикл повторяется. Работа осуществляется, таким образом, почти по традиционной схеме тепловых двигателей — с затратой химического топлива.

Последнее обстоятельство создаёт иллюзию реальности схемы двигателя. Основная проблема здесь — выбор подходящего топлива и катализатора: они должны обеспечить взрывное протекание эндотермической реакции при температуре и давлении окружающей среды. Желательно также, чтобы при этом обеспечивался безвредный выхлоп, а продукты его могли бы утилизироваться и разлагаться на исходные компоненты, например, под воздействием солнечных лучей с возможностью повторного использования топлива. Тогда мы имели бы фактически вполне легитимный с позиций первого закона термодинамики и удобный (всепогодный) способ преобразования и использования солнечной энергии.

Однако закон (7.19) возрастания энтропии и соотношения (7.20) и (7.21) для её расчёта лишают нас такой возможности. Они показывают, что росту энтропии отвечают исключительно экзотермические реакции (T1 > T0) , при которых в режиме изохорного сгорания топлива выполняется условие p1 > p0 . Иными словами, понизить давление в цилиндре двигателя за счёт использования эндотермической реакции при сжигании подходящего топлива не представляется возможным: такое топливо не может быть создано. Второй закон термодинамики, таким образом, переводит проблему из разряда изобретательских на уровень фундаментальных проблем физической химии.

НАЗАД   <  >   ВПЕРЁД

[Главная][Презентация][Очерки][Статьи][Брошюра][Изобретения][Мой архив]

Хостинг от uCoz